Последствия демографического кризиса не заставят себя долго ждать
В Европе нарастает пенсионный кризис. Население стремительно стареет и расходы на пенсии неудержимо растут. Франция сегодня тратит почти 14% своего ВВП на выплату пенсий. Доля пенсионеров достигла 25% от всего населения Пятой республики. Дефицит бюджета Франции в 2023 году составил 5,5% ВВП, став одним из самых высоких в еврозоне, и закрывать его нечем.
«На парламентских выборах во Франции усилился подъем крайне левых и крайне правых сил, которые враждебно относятся к весьма противоречивой политике президента по повышению минимального законного возраста выхода на пенсию с 62 до 64 лет к 2030 году. Гражданам также придется проработать 43 года (по сравнению с 42 годами сегодня), чтобы получать полную государственную пенсию.
Но эта политика была встречена с яростью французскими избирателями, которые непреклонны в том, что им не следует работать дольше. Государственный пенсионный возраст Франции низок по сравнению с другими крупными европейскими странами. Германия находится в процессе повышения этого показателя с 65 до 67. В Италии он уже составляет 67», – пишет британская газета The Telegraph.
Не лучше обстоят дела в Великобритании. Пенсионные расходы выросли с 2% ВВП в начале 1950-х годов до более чем 7% сегодня. По данным Управления бюджетной ответственности, общие расходы на государственную пенсию в 2027-2028 годах будут на 23 миллиарда фунтов выше, чем в начале 2020-х годов.
В Великобритании государственный пенсионный возраст планируется увеличить с 66 до 67 лет в 2028 году, а затем до 68 лет к середине 2040-х годов.
«Реальность такова, что у лейбористов может почти нет выбора. По данным аналитического центра Международного центра долголетия, государственный пенсионный возраст необходимо будет повысить до 70 лет к 2040 году, чтобы сохранить нынешнее соотношение работающих на одного пенсионера. Это не только крайне непопулярно, но и может оказаться нежизнеспособным, если люди недостаточно здоровы, чтобы работать», – отмечает The Telegraph.
В Соединенном Королевстве около 2,8 миллиона человек трудоспособного возраста не работают из-за плохого здоровья, включая такие психические расстройства, как тревога и депрессия. Это больше, чем примерно два миллиона до коронавирусных карантинов 2020 года.
Демографическая бомба замедленного действия Европы тикает уже несколько десятилетий. Более пятой части населения Евросоюза сейчас в возрасте 65 лет и старше. Ожидается, что к 2050 году эта цифра достигнет трети. В прошлом году Всемирная организация здравоохранения предупредила, что 2024 год станет первым годом, когда число людей старше 65 лет превысит число людей моложе 15 лет в Европе.
Несмотря на значительный рост иммиграции за последние два десятилетия, Старому Свету по-прежнему необходимо привлекать достаточное количество работников, чьи налоги могут помочь покрыть растущие расходы на государственные пенсии. Экономисты прогнозируют, что к 2050 году в Европе на одного пенсионера будет приходиться менее двух работников по сравнению с тремя сейчас.
Между тем на пенсии уходит более 10% от ВВП в 17 из 27 государств ЕС. В Италии и Греции пенсии обходятся государственным финансам более чем в 16% от ВВП.
«Голландцы недавно реформировали свою пенсионную систему, но она не достигает поставленных целей», – сказал иноагенту DW Ханс ван Меертен, профессор европейского пенсионного права в Утрехтском университете. «Также в Германии, Бельгии и многих других европейских странах я не вижу необходимых реформ. Они сами себе роют могилу».
Демографические грабли Евросоюза – палка о двух концах. Повышение пенсионного возраста не дает результата, потому что значительная часть населения не отличается крепким здоровье и физически не может работать даже в трудоспособном возрасте.
Не повышать пенсионный возраст невозможно, потому что уже сейчас пенсионные фонды большинства стран ЕС на грани банкротства.
«За последнее десятилетие пенсионный кризис в Европе значительно усугубился из-за постоянно низкой реальной доходности [пенсионных фондов], которая оказалась недостаточной для того, чтобы обогнать инфляцию», – сказал DW Арно Удмон, директор по коммуникациям в брюссельской инвестиционной организации Better Finance. – Это привело к существенной потере покупательной способности для вкладчиков».
Анализ Финского центра пенсий показал, что доходность [пенсионных фондов ЕС] составила всего 2%. А годовая инфляция в еврозоне составила 2,5% в 2023 году.
По словам Хоудмонта, высокие комиссии, неэффективное распределение активов и недостаточная прозрачность пенсионных фондов также стали причинами низкой доходности.
Пытаясь решить проблему дефицита сбережений, в марте 2022 года Евросоюз ввел Панъевропейский персональный пенсионный продукт (PEPP), что по замыслу должно было позволить работникам накапливать дополнительную пенсию.
«PEPP действует уже два с половиной года, – отмечает ван Меертен. – Но крупные [американские] инвестиционные фонды говорят, что у них нет опыта для самостоятельного внедрения продуктов PEPP и они ищут других партнёров».
На самом деле имеет место банальная недобросовестная конкуренция со стороны крупнейших американских инвестиционных фондов.
«PEPP рассматривается как нежелательная конкуренция для инвестиционных фондов, таких как BlackRock или Fidelity, чьими крупнейшими клиентами являются крупные голландские, норвежские и немецкие пенсионные фонды, представляющие десятки миллионов европейских вкладчиков», – отмечает DW.
Нацеленные на сверхприбыли американские финансовые монстры реально мешают Евросоюзу выйти из пенсионного кризиса, отвергая социально ориентированную политику. Но тем временем пенсионный кризис добрался и до Нового Света.
На фоне высокой инфляции и волатильности рынков пенсионные фонды начали сыпаться и в США.
Генеральный директор BlackRock Ларри Финк предупредил о надвигающемся пенсионном кризисе в США и призвал бэби-бумеров помочь молодому поколению накопить достаточно для их собственного будущего, пишет Bloomberg.
По его словам, это предотвратит их разочарование в капитализме и политике в ближайшие годы.
По его мнению, проблема состоит в том, что американцы стали жить дольше, но не умеют правильно распланировать свою жизнь. Финк в своем ежегодном послании в качестве главы крупнейшей в мире компании по управлению активами призвал корпоративных лидеров и политиков предпринять «организованные усилия на высоком уровне» для переосмысления пенсионной системы.
«Не вызывает удивления, что молодое поколение, миллениалы и поколение Z, так озабочены экономикой, – написал Финк в своем письме. – По их мнению, мое поколение бэби-бумеров сосредоточилось на собственном финансовом благополучии в ущерб тому, кто придет следом. И в случае выхода на пенсию они правы».
«Молодые люди потеряли доверие к старшим поколениям, – продолжает Финк. – Наша задача – вернуть его. В том числе инвестирование в их долгосрочные цели, включая выход на пенсию, – не так уж плохо для начала».
Он высказал мнение, что представители поколения бумеров, занимающие руководящие посты в корпорациях и политике, обязаны помочь исправить систему. Более того, он задался вопросом, должен ли возраст 65 лет по-прежнему расцениваться как право выйти на пенсию. Уже к середине столетия шестая часть людей во всем мире будет старше 65 лет, хотя еще в 2019 году соотношение было 1 к 11.
При этом почти у половины американцев в возрасте от 55 до 65 лет не было денег на личных пенсионных счетах, сказал он, ссылаясь на данные переписи населения США 2022 года.
Финк также заявил, что намерен разработать эффективные меры, которые побудят американцев работать и после достижения 65-летнего возраста.
«Я думаю, что это немного безумие, что наша основная идея о правильном пенсионном возрасте – 65 лет – берет свое начало со времен Османской империи», – добавил Финк.
Тем временем ряд крупнейших пенсионных фондов США уже на грани краха.
Так, в штате Огайо пенсионный учительский фонд с активами в $94 млрд оказался на грани банкротства и попал под расследование. Из-за высокой инфляции фонд не может платить пенсии 157 тысячам вышедшим не пенсию учителям.
Еще хуже ситуация в штате Иллинойс, где пенсионный фонд задолжал рекордные $150 млрд.
Долги пенсионных фондов в США достигли $1,3 трлн. Многие из них толком так и не смогли встать на ноги после экономического кризиса 2008 года, когда миллионы американцев лишились пенсий. Пенсионные фонды ещё и несут убытки из-за турбулентности на долговом рынке США. Ведь они вынуждены скупать американские гособлигации, сильно упавшие в цене с 2022 года.
Рушится и система социального обеспечения США (Social Serurity). По прогнозам управляющей ею экономистов уже в 2033 году денег на социальные пенсии не будет. Причиной приближающегося банкротства американского собеса все та же инфляция.
В случае банкротства Social Security выплаты для всех пенсионеров резко сократятся на четверть.
Будущее не сулит ничего хорошего стареющему населению по обе стороны Атлантики. В ближайшей перспективе пенсионеры Евросоюза и США в полной мере ощутят на себе все прелести раздуваемой США их союзниками милитаризации по схеме «пушки вместо пенсий».
https://www.fondsk.ru/news/2024/08/23