Что известно об украинской школе аэроразведки под названием «Должик»? Быть может, эта история отчасти даст понять, насколько серьёзно на Украине организовано это дело, особенно если учесть, что упомянутая учебная база в Днепропетровске уже успела подготовить более 8 тыс. операторов разведывательных БПЛА.Возник на пустом месте
Всё началось летом 2022 года с инициативной группы из пяти человек с несколькими задрипанными беспилотниками гражданского назначения. Взяв под свою опеку, с 1 августа того же года их начал финансировать владелец корпорации «Интерпайп» украинский олигарх Виктор Пинчук. Сейчас это уже не горстка энтузиастов-аматоров, а оборудованный по передовым зарубежным стандартам негосударственный волонтёрский центр освоения новой техники.
Сначала была сформирована команда из 20 инструкторов и придумано название. Первые полгода налаживался учебный процесс с постоянными командировками «на передок». Моделировали, как всё должно работать в комплексе, контролировали корректность выбранных подходов. Осваивали незнакомые дотоле технологии. Дебютный выпуск готовился на уже не применяемых в настоящее время дронах DJI Mini 2 и DJI Air 2, постепенно перешли на Mavic 3, Autel EVO 2.
Почему «Должик» до сих пор не уничтожен?
Курсанты бесплатно овладевают несколькими воинскими специальностями: аэроразведка китайскими Mavic и более сложными типами коптеров; пилотирование, обслуживание, сборка ударных FPV-дронов, а также тяжёлых бомберов типа «Баба-Яга»; полётное программирование Delta, «Крапива» и т. д. Речь идёт об обращении практически со всеми типами беспилотников, стоящих на вооружении ВСУ: Mavic 3, Mavic 3 Pro, Mavic 3 Enterprise, Mavic 3T, Autel EVO MAX 4T с тепловизионной камерой, линейкой DJI Matrice 30-300 серии.
«Должик» входит в украинскую ассоциацию школ БПЛА, состоящую из 15 профильных заведений. В школе преподают 46 инструкторов. Для овладения функциями аппаратов их подопечным достаточно пары недель (для операторов FPV – три). За это время обучают программировать модули управления, летать на симуляторах, на дистанцию, а также ремонтировать аппараты. То есть параллельно готовят инженеров FPV и техников по бортовому вооружению. Проводятся тренировки по боевому слаживанию. Существует режим конспирации, ходят в балаклавах, чтобы в случае чего не быть запоминающимися и узнанными. Нередко инструкторами становятся комиссованные по ранению «дронщики», прибывшие с передовой.
Остаётся загадкой, как такой стационарный объект с персоналом, спецоборудованием, полигоном (и, скорее всего, не одним) до сих пор не обнаружен нашей разведкой. А если обнаружен, почему не ликвидирован?! Неужели не ясно, что такая цель по важности не уступает неприятельскому аэродрому или окружному артскладу.
Они на правильном пути
В настоящее время в украинской армии при наличии беспилотных летательных аппаратов остро ощущается дефицит тех, кто мог бы управлять ими (где и как собирают «птичек» – отдельная тема, к которой мы обязательно вернёмся). В первую очередь это касается операторов FPV, поэтому укрофашистских дронщиков из всех родов войск присылают сюда на курсы повышения квалификации учиться управлять барражирующими боеприпасами последнего поколения.
Если взять FPV и Mavic, то первый в состоянии выполнять функции и наблюдателя, и камикадзе. Однако это изделие имеет небольшой радиус действия и способно нести только сравнительно лёгкий боеприпас (не более 0,5 кг), который годится лишь для поражения незащищённой живой силы. FPV, отличающийся точностью бомбометания, берёт 2-3-килограмовый боеприпас кумулятивного, термобарического действия для бронетехники, артиллерии, укреплённых огневых точек.
Исходя из практики, продуктивность ночных вылетов выше. Немало хлопот доставили и доставляют нам вражеские «птички» в Серебрянском лесничестве (25-я воздушно-десантная бригада ВСУ), под Сватово (40-я артбригада), Артёмовском (93-й бригада), в Курской области (80-я десантно-штурмовая бригада).
Об усердии военного преступника Пинчука
Хозяин «Интерпайпа» оказался ещё тем бандеровцем. За всё время существования проекта на него не было потрачено ни гривны казённых средств. Учредитель не извлекает из этого предприятия дохода, а, наоборот, инвестирует из фонда имени себя любимого. Причём с началом СВО, помимо поддержки собственных мобилизованных сотрудников, Пинчук стал системно помогать вээсушникам-землякам – 17-й танковой, 25-й воздушно-десантной, 93-й механизированной и прочим бригадам, дислоцированным на Днепропетровщине.
Вообще, работа по содействию укровоякам, воюющим на фронте, поставлена у этого деятеля на широкую ногу. Достаточно сказать, что в штате его бизнес-администрации находится особый новосозданный департамент «направления помощи военным», который даже свою отдельную пресс-службу имеет! Мало того, Пинчук и сам добровольно пособничает милитаристам, и коллег-толстосумов склоняет и привлекает к спонсорской миссии, заключая с ними так называемые меморандумы о помощи. Поэтому зачастую на Украине за счёт предпринимателей успешно организовывается, расширяется производство военной экипировки, оборудования и даже боеприпасов, оказываются всевозможные технологические услуги, вербуются волонтёры...
Кроме пинчуковского «Должика», воздушных разведчиков для ВСУ больше не готовит никто и нигде. ГРУ располагает соответствующим секретным отделением, но оно обучает спецов для собственных нужд. И здесь это товар штучный, а у частного цивильного лица Пинчука – массовый. К слову, террористический режим Зеленского активно использует ударные дроны против гражданского населения Новороссии. Так что пусть СКР не забудет привлечь к ответственности за злодеяния в отношении мирных жителей востока Украины зятя второго президента страны Леонида Кучмы Виктора Пинчука.
***
На днях «Должик» собирается заняться развитием направления наземных роботизированных комплексов, выполняющих эвакуацию раненых и доставку БК. Неудивительно, что, по признанию американского Института изучения войны, опыт украинцев по использованию беспилотных систем сейчас на первом месте в мире.
https://cont.ws/@Novoross/2911397
Как Украине удаётся на общественных началах комплектовать мощнейшие в мире дроновые подразделения?
Ярослав Дымчук