Насколько это возможно, Турция стремится решать свои экономические проблемы за счёт России
В Москве ценят «усилия Турции по содействию урегулированию украинского кризиса. Стамбульские переговоры (2022 г. – Прим. авт.) "похоронили" англосаксы, запретив Зеленскому заключать соглашения, которые могли бы остановить боевые действия и обеспечить баланс интересов вовлечённых сторон», тем более что «на данный момент мир в планы наших противников не входит», отметил 1 ноября в интервью проправительственной турецкой газете Hurriyet министр иностранных дел России Сергей Лавров. Вместе с тем он выразил недоумение относительно продолжающихся поставок Турцией вооружений для ВСУ: «…к сожалению, Анкара продолжает сотрудничество с киевским режимом в военно-технической сфере. Турецкое оружие используется ВСУ для убийства российских военных и мирных граждан. Это не может не вызывать недоумения на фоне заявлений руководства Турции о готовности предоставить посреднические услуги».
Напомним, меморандум о сотрудничестве между Минобороны Украины и турецкой корпорацией компанией Bayraktar Savunma по строительству учебно-испытательного центра для обслуживания беспилотников и подготовке для них персонала был подписан ещё в сентябре 2021 года. В ноябре 2021 г. – апреле 2022 г. Киеву были переданы 24 беспилотника «Байрактар». Завод компании Baykar заработает на Украине только после завершения войны, сообщил некоторое время назад без каких-либо подробностей посол Украины в Анкаре Бондар. 31 июля 2023 г. военное ведомство Украины и вышеупомянутая турецкая корпорация заключили договор о строительстве поблизости от этого завода сервисного центра по ремонту-обслуживанию беспилотников Bayraktar. В начале февраля 2024 г. циркулировала информация о планах Bayraktar Savunma завершить в 2024 г. – 1-м квартале 2025 г. строительства в Киевской области завода, способного производить до 120 единиц БПЛА современных модификаций в год. Однако сроки смещаются – достроенный уже на 80 % завод на 500 рабочих мест планируется открыть к августу 2025 года, сообщил глава компании Халук Байрактар. 300 миллионов долларов предполагается вложить дополнительно в разработку двигателей для дронов на ближайшие 5 лет. Сейчас компания активно использует двигатели производства запорожского предприятия «Ивченко Прогресс» в дронах Akinci и Kizilelma, однако заявляется намерение скорейшего перехода к использованию двигателей собственного производства.
Несмотря на то что в ходе СВО широко распиаренные ранее в ходе военных действий вокруг Нагорного Карабаха осенью 2020 года «Байрактары» себя особо не проявили и в основном были уничтожены в первые три месяца боевых действий, это не означает их бесполезности. В локальных конфликтах с лишённым насыщенной ПВО противником они вполне эффективны, а потому «в Турции, несмотря на неудачный опыт применения своих дронов в зоне СВО, продолжают совершенствовать свои аппараты с целью расширения их боевых возможностей. В перспективе БЛА начнут массово оснащать их зенитными ракетами и расширять номенклатуру боеприпасов "воздух-земля"». В общей сложности продукцию Baykar приобрели более десятка стран, что позволило руководству компании отчитаться по итогам 2023 года о прибыли в 2 млрд долл. – на 600 млн. долл. больше, чем годом ранее.
Халук Байрактар
Кроме того, в компании рассказали об успешном испытании авиабомбы MAM-T IIR производства ещё одного флагмана турецкого ВПА – компании Roketsan – с высотного ударного беспилотника Akinci. Предполагается, что теперь дроны могут поражать цели на дистанции в свыше 50 км (ранее турки применяли со своих БЛА предыдущие модификации данных боеприпасов в лице MAM-C/L/T с дальностью от 8 до 30 км). Ещё одним преимуществом MAM-T IIR выступает инфракрасная головка самонаведения, позволяющая применять его по принципу «выстрелил – забыл».
Подписание 23 октября очередного контракта компании Baykar на оборонной выставке Saha Expo в Турции совпало с визитом Р. Эрдогана на форум БРИКС в Казани. Украину представляли министр иностранных дел Андрей Сибига, народный депутат, лидер запрещённого в России меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев и другие.
Ранее, в августе 2022-го, Турция поставила Украине 50 бронетранспортеров Kirpi, регулярно встречающихся в качестве трофеев ВС РФ, в том числе и в Курской области. Затем сообщалось о дальнейших поставках 150 единиц аналогичной техники, которая, по имеющимся данным, уже дошла до получателя. Также Турцией для ВСУ были поставлены управляемые реактивные системы залпового огня (РСЗО) TRLG-230, около 100 ракет SUNGUR класса «воздух-воздух», средства радиоэлектронной борьбы, минометы и боеприпасы. А в июле 2023 г. в Главном оперативном управлении Генштаба ВСУ заявили об ожидании поступления турецких самоходно-артиллерийских установок Firtina T-155 (их число официально не сообщалось). Не менее половины числа этих установок, предназначенных Киеву, уже поступили.
Очередной подбитый на полях СВО бронеавтомобиль Kirpi
Кроме того, в октябре 2023 г. турецкая оружейная компания Canik поставила Украине более 600 крупнокалиберных пулемётов, которые могут быть объединены с бронетехникой.
Наконец, 1 августа 2024 года на частном судостроительном предприятии Istanbul Shipyard в Тузле спустили на воду строящийся для ВМС Украины корвет F 212 «Гетьман Іван Виговський» типа Ada (MILGEM) – второй из двух заказанных Киевом кораблей по декабрьскому контракту 2020 года.
Всё это – лишь часть информации о вооружениях, поставляемых Турцией для ВСУ. Кроме того, Киев и через Турцию получает вооружение из других стран НАТО. С февраля 2022 г. между Анкарой и Киевом действует обширная товарная зона свободной торговли, включая беспошлинные взаимопоставки военно-технической продукции (соответствующее соглашение было подписано за несколько дней до начала СВО). Поставки осуществляются напрямую на Украину или транзитом через Румынию. Как отмечает автор телеграм-канала «Турция – это» Иван Стародубцев, турецкий бизнес активно использует возможности на Украине, «которые носят, в одну сторону, черты "распродажи", а, с другой стороны, содержат высокую маржинальность (особенно по долгосрочным строительным сделкам) на работу со страной, находящейся в состоянии войны».
По оценке российского политолога Марии Майоровой, «оказывая такую поддержку Украине, Турция подаёт сигнал Западу о своей позиции, в то же время не присоединяясь к [западным] санкциям против России. Для Турции существуют только её интересы и стратегическое видение развития своего места в мире». Турецкое руководство «умеет проходить между Сциллой и Харибдой, но пространство для маневров сужается и велика вероятность совершить ошибку».
Не вчера и не сегодня замечено, что турецкая политика на фоне продолжающейся СВО отличается ярко выраженным прагматизмом. Именно в этом контексте следует рассматривать предложение зафиксировать в двусторонних расчётах курс лиры по отношению к рублю, что может привести к торговым дисбалансам (Турция – один из лидеров по инфляции в мире). Кроме того, используя быстрорастущую зависимость РФ от маршрута через Черноморские проливы, с 2022 г. турецкие власти ежегодно повышают стоимость здесь транзита грузов. Так, с 1 июля 2024 года Анкара «рекордно» повысила плату на 14,7% за тонну груза. В последний раз эту ставку увеличили в июле 2023 года на 8,3%, а в предшествующий период она корректировалась в октябре 2022-го: тогда тарифы были увеличены в 5 раз... Напомним также о неизменной официальной позиции Анкары насчет украинского статуса Крыма и примыкающих к нему секторов азовско-черноморской акватории.
Так что политика Турции фактически нацелена на ослабление позиций России в Черноморском бассейне, а следовательно – на дальнейшее затягивание вооружённого конфликта на территории бывшей Украинской ССР. Аналогичную линию проводят и другие участники НАТО.
https://www.fondsk.ru/news/2024/11/02