В нынешней Германии украинцы находятся на особом положении, получая в общей сложности более полумиллиарда евро в год
Некоторое время назад на востоке Германии случилось трагическое происшествие: автомобиль, мчавшийся по автобану A2 близ Магдебурга, сбил эвакуаторщика, который прибыл туда для того, чтобы эвакуировать одну из машин, пострадавших в ранее произошедшем на этом участке ДТП. Погибшим оказался 38-летний гражданин Украины, перебравшийся в Германию после начала Специальной военной операции.
Несмотря на всю печальность описываемого события, стоит отметить, что для ФРГ это большая редкость. И дело не в том, что немцы, как правило, не нарушают ПДД – нарушают ещё как, а в том, что работающий украинский беженец – явление уровня «Красной книги»…
Накануне немецкие СМИ распространили сообщение, что канцлер ФРГ Олаф Шольц уже не исключает возможности вынесения в бундестаг вопроса о вотуме доверия (точнее, недоверия) его правительству ещё до исхода 2024 года. Ранее предполагалось отложить это дело до конца рождественских и новогодних каникул, но под давлением оппозиции явно находящийся в эмоционально возбуждённом состоянии Шольц готов оставить свой пост до Нового года.
Политологам ещё предстоит проанализировать период правления «светофорной» коалиции и сделать выводы о причинах её провала, позже историки зафиксируют произошедшее в своих трудах, но уже сегодня можно сказать, что одним из краеугольных камней неудачи правительства Шольца стала его украинская политика как на внешнем контуре, так и внутри Германии.
О первом аспекте этой политики мы поговорим как-нибудь в другой раз, а вот что касается решения вопроса с украинскими переселенцами в ФРГ, то тут я предлагаю остановиться чуть по подробнее.
Ещё до того как Шольц уволил министра финансов Кристиана Линднера, чем фактически дал старт развалу правящей коалиции, в Германии набирал обороты скандал с провалом правительственной программы по «стремительному трудоустройству», Job-Turbo, украинских беженцев.
Скандал, который вполне мог стать куда более громким, если бы за ним последовали победа Трампа на выборах президента США и истерическая реакция на их итоги немецкого бундесканцлера.
Итак, согласно результатам аудита, проведённого Счётной палатой ФРГ, на данный момент примерно 720 000 проживающих в Германии украинцев являются получателями социальных пособий (так называемой «социалки»). При этом две трети из них (около полумиллиона) вполне себе трудоспособны и могли бы найти работу, если бы того хотели.
Содержание украинских «гостей» обходится германской казне в кругленькую сумму: в год порядка 539 млн евро – в период жесточайшего экономического кризиса роскошь, которую немцы не могут себе позволить, потому-то год назад Шольц со товарищи решили запустить вышеупомянутую программу, ради этого даже облегчив для украинцев общие правила и требования к знанию немецкого языка при приёме на работу.
Вот только результат предпринятых усилий оказался почти нулевым.
По данным отчета Федерального контрольно-ревизионного управления Германии (BRH), обнародованного в ноябре 2024 года, за прошлый 2023-й только 20% тех, кто прошёл интеграционные курсы, получили предложение о трудоустройстве от центров занятости, но при этом ни один украинец на работу так и не вышел. В нынешнем же 2024 году количество предложений по трудоустройству для украинских выпускников специальных курсов превысило 40%, но устраиваться на работу посчитало нужным менее 1% из них.
При этом центры занятости (Job-center) соглашаются с теми, кто посчитал предложение о вакансии «неприемлемым» для себя, без какой-либо дополнительной проверки. Чисто на доверии. В то время как в случае, если бы на месте беженца с Украины был бы обычный немец или мигрант из любой другой страны, такая проверка безусловно была бы проведена.
Скажу больше, в иной ситуации их бы просто заставили выйти на работу под страхом лишения соцпособия, но в нынешней Германии украинцы находятся на особом положении, и они это знают.
«”Светофорное” правительство снова лжёт само себе. Вместо экономии благодаря «турбо-трудоустройству» лишь стремительно растут затраты на гражданское пособие (Bürgergeld). Турбо-трудоустройство стало турбо-провалом. Спустя два с лишним года после начала войны менее трети украинцев работают в Германии. Это расписка в собственной несостоятельности», – прокомментировал ситуацию оппозиционный (ХДС/ХСС) депутат Кай Уиттакер в интервью изданию BILD.
Как отмечают украинские тг-каналы, в своём стремлении к «порядку и работе» немцы банально не попали в украинский архетип: беженцы предпочитают оставаться получателями социальной помощи, чем работать за зарплату, которая зачастую меньше той самой «социалки».
К аналогичному выводу пришёл и обозреватель BILD Мариус Кирмайер, подчеркнув, что немецкая бюрократия научила украинцев: здесь не нужно много работать, чтобы жить хорошо.
«Любого, кто называет себя больным, не будут проверять. Вернуться на родину на несколько недель – не проблема: всё равно никто не проверяет паспорт на штампы о выезде и въезде. А поесть лучше всего у благотворителей. Миллионы получателей пособий занимаются очковтирательством. Необходим поворот в мышлении. Любой, кто нуждается в помощи, должен её получить. Но мы больше не можем позволять, чтобы нами пользовались. Это касается всех: и украинцев, и немцев», – возмущается журналист.
Впрочем, сказать что украинцы в Германии совсем сидят без дела, было бы тоже некорректно. Вот только «дела» эти, как правило, криминальные. По информации журнала Compact, в ФРГ растёт количество уголовных преступлений, совершаемых мигрантами.
«Особую тревогу властей вызывает рост числа половых преступлений, то есть изнасилований, сексуальных домогательств или принуждения. В 2023 году уголовных дел, где в качестве подозреваемых фигурировали беженцы, увеличилось на 16,5%. Каждый день мигранты совершают в Германии 25 половых преступлений. Также резко увеличилось число краж, совершенных беженцами: на 34,6%. Наконец, резко возросло и число преступлений против жизни и здоровья (умышленное и непредумышленное убийство), совершенных мигрантами», – отмечается в публикации.
Причём, если раньше, говоря об этической преступности в ФРГ, чаще всего вспоминали о выходцах из Сирии, Афганистана или Ирака, то уже в 2023 году наибольшую долю мигрантов-преступников составили украинцы…
Не так давно, 9 ноября 2024 года, отмечалось 35-летие падения Берлинской стены. Как пишут некоторые немецкие издания, в частности Junge Welt, отношение бывших восточных немцев к этой дате, мягко говоря, сложное. Большинство из них считают, что тогда их обманули и вместо единой Родины и единого немецкого народа их теперь заставляют быть одним народом с миллионами сирийцев, турок, иракцев, афганцев и украинцев, которые, как выясняется, предпочитают не создавать вместе с немцами некую новую общность, а «доить» их, не без основания полагая (сами же немцы им это и внушили), что им здесь все должны.
https://www.fondsk.ru/news/2024/11/12